четверг, 7 января 2016 г.

Сейчас рассмотрим пару вопросов, связанных с отражением в учётной политике компании вопросов, связанных с налог учётом. По большей части это будет касаться моментов, которые в той либо другой стадии не были рассмотрены раньше. Кроме того поболтаем и о новых вариантах выбора методики налог учёта.

Общие вопросы компании налог учёта

Как в любой момент, начнём с вопросов оргхарактера. Они неоригинальны, другими словами на эти вопросы мы уже отвечали, когда формировали «бухгалтерскую часть» учётной политики – «Кто ведёт налог учёт?» и «Как его ведут?».
«Кто?». Ответ на данный вопрос имеет два уровня. Первый – одна компания силами штатных работников или сторонняя компания (притянутый эксперт). Варианты ясны. Что выгоднее? Зависит от компании. В большинстве случаев, налог учёт силами сторонних компаний ведут компании с малой численностью персонала и недостаточным документооборотом, и ИП. Как правило, они и ведение бухучёта «отдают на сторону», исходя из этого, чтобы не дробить документооборот, заодно перепоручают сторонней компании и налог учёт. Но, бывают и исключения, когда большие компании сами бухучёт не ведут. Это относится компаний, объединённых в некоторые неформальные холдинги, когда пару компаний имеют общих собственников либо начальников. В таких случаях бухгалтерский и налог учёт ведёт единая служба, организационно оформленная как обособленное юрлицо.
Второй уровень (в случае выбора варианта «ведение налог учёта собственными силами») предполагает под собой уточнение – кто конкретно исполняет данную функцию? Какой-то определённый бухгалтер (прямо главный бухгалтер либо один из сотрудников бухгалтерии), бухгалтерия в общем? Либо в компании совсем налог учёт отделён от бухгалтерского в самом буквальном значении – другими словами бухгалтерия совсем никакого касательства к налог учёту не имеет, а данная функция передана, допустим «Службе налог учёта». В некоторых больших компаниях таковой подход достаточно распространён, и, нужно произнести, такое разделение вовсе не бессмысленно, поскольку бухгалтерия таким образом высвобождена от постоянных дум о том, «как там будет в налог учёте», а занимается прямо фиксированием обстоятельств хозяйственной жизни исходя из их экономического значения, а не с позиций удобства для бухгалтера. Одновременно и налоговая служба высвобождена от забот о проводках и иных бухгалтерских заморочек. Таким образом вопросы о том, что эргономичнее и кому необходимо поручать ведение налог учёта, разрешается всякой компанией в отдельности. Никакого общего рецепта тут нет. Всё зависит от воли начальника, который наряду с этим обязан принимать в расчет координационные особенности своей компании и уровень квалификации своих работников.
«Как?». Это свыше простой вопрос. Необходимо отметить, как компания ведёт налог учёт – при помощи бухгалтерской программы либо как-то раздельно. Как правило тем не менее употребляется программный продукт – куда несложнее новости налог учёт параллельно с бухгалтерским, получая из последнего все данные. Но бывает и так, что бухучёт ведётся в программе, а данные для налог учёта бухгалтер формирует вручную, на обособленных листочках. Значительно чаще такое совершается в маленьких компаниях, где не довольно много операций, по которым совершается отклонение данных налог учёта от бухгалтерского, и эксперт в таких случаях предпочитает собственноручно записать такие сведения, не доверяя их программе. Но и в больших компаниях такое видится – в то время как бухгалтерская программа подобающим образом не настроена, а верную настройку сделать или некому (нет своих экспертов, а сторонним не желает платить руководитель), или «некогда» (совершенная отмазка на все случаи жизни)… Естественно, компания одна избирает эргономичный ей метод. Но он обязан быть в административном порядке закреплён в учётной политике. Не забудем – регистры налог учёта являются источником информации при составлении деклараций по налогам и их в административном порядке требуют для представления проверяющие из ФНС. И в случае если в учётной политике написано, что налоговые регистры формируются на базе бухгалтерской программы, а по обстоятельству все сведенья формируются вручную, подтвердить, что последние свыше верны, чем первые, будет достаточно непросто.

Учёт НДС

НДС – налог довольно очень сильно зарегламентированный (в различие от налога на прибыль), исходя из этого в рамках «налоговой» учётной политики употребительно к нему возможно раскрыть лишь моменты, связанные с характерными чертами технического характера, исходя из принципа «удобности». Вот, к примеру, таковой вопрос, как нумерация счетов-фактур. В подпункте 1 пункта 5 статьи 169 НК РФ произнесено, что в счёте-фактуре обязан иметься порядковый номер. Помой-му ясно. Но вот весьма интересно – а до какого момента этот порядковый номер будет возрастать? В большинстве случаев срок нумерации начинается с 1го рабочего дня года и заканчивается в последний рабочий день того же года. Но это же нигде не отрегулировано! А по какой причине бы не определить иной срок, к примеру, месяц? Либо квартал? А то и вовсе – декаду? НК РФ и Распоряжение Руководства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, используемых при расчётах по НДС » никаких запретов на этот счёт не устанавливают. Следовательно, компания может создавать нумерацию счетов-фактур в пределах самостоятельно конкретного срока. А сейчас зададимся иным вопросам – а в то время как рационально ограничивать нумерацию счетов-фактур сроком меньшим, чем год ? Вообще говоря, в любом случае, исходя из жажды компании и её понимания таковой потребности. Фактически такое в большинстве случаев делают компании с громадным объёмом реализации. А чтобы не запутаться в однообразной нумерации, в большинстве случаев додают к текущему номеру добавочное указание срока через дефис либо дробь.
Сейчас перейдём к вопросам, связанным с отражением в учёте операций, связанным с раздельным учётом НДС, как «входящего», так и исходящего. Речь заходит о том, как компания будет получать данные. В случае если из бухучёта, то правильней всего иного это делать с применением балансового счёта 19 «НДС по купленным ценностям». Включить на нём добавочные субсчета в разрезе различных налоговых ставок (субсчета по приобретению основных средств, НМА и МПЗ Замыслом счетов и без того предусмотрены), - и вот готова аналитика! Все данные, как на ладони.
Но возможно и не делить счёт 19, и оставить его в бухгалтерском учёте без изменений. Но в налоговом придумать особый регистр, в котором возможно будет принимать в расчет «входящий» НДС в том разрезе, в котором это необходимо компании. А возможно и совместить оба способа! Что предпочтительнее? У всякого свой выход. Всё зависит от того, как организован в компании учётный процесс. И не от чего больше.
По «исходящему» НДС обстановка похожа. Лишь тут предлагается делить не только сам НДС, но и объём реализации. Допустим, у компании в один момент имеется операции, ставка НДС по которым образовывает и 18%, и 10% и 0%. НК РФ (пункт 4 статьи 149) требует раздельного учёта. Как поступить? Опять-таки самый простой вариант – потребить данные бухучёта. Взять и включить к субсчёту 90/1 «Выручка» добавочные аналитические субконто – «Выручка, облагаемая по ставке 18%», «Выручка, облагаемая по ставке 10%», «Выручка, облагаемая по ставке 0%». Чётко и наглядно. Но возможно и ничего не включать, а сделать обособленный регистр налог учёта. Тоже будет верно. Другими словами, выбор варианта даётся на благоусмотрение компании. В итоге, возможно и совместить оба способа – и субсчета, и регистры. Кстати, так будет ещё предпочтительнее. Нагляднее.

Данная статья является частью серии публикаций в авторской колонке Кирилла Пляса "Записки об учетной политике"


Комментариев нет:

Отправить комментарий